+7(903) 9365955 Новосибирск, наукоград Кольцово, ул. Молодёжная 8 | Пн-Пт, Вс, 09:00–17:00 829892@gmail.com

Психиатрия

В здоровом теле здоровый дух… И наоборот ))

Слово «психиатр» окружено мифами, предрассудками и страхами. Тем более если речь идет о визите к психиатру со своим любимым ребенком. У него может быть насморк, гастрит, пневмония, на худой конец, но только не «это», не «психическое». Залечат, заколят, потом в нормальную школу не возьмут… Странно, что такие дремучие представления дожили до наших дней. Время «карательной» психиатрии давно ушло, но страхи остаются. Между тем, роль врача-психиатра — помочь, а не навесить ярлык психического неблагополучия. От квалифицированного психиатра-психотерапевта Вы выйдете с чувством благодарности и огромного облегчения от того, что груз Ваших страхов снят.

Детская психиатрия охватывает широкую область проблем, большая часть из которых — легкие, временные и поддающиеся коррекции. Если ребенок слишком подвижный, непоседливый, гиперактивный — психиатр к Вашим услугам, он поможет справиться с проблемой и улучшить адаптацию такого ребенка. Возбудимость, конфликтность, неуправляемость, агрессивность также требуют своевременного вмешательства врача, чтобы не допустить той грани, за которой ребенок становится изгоем среди сверстников.

Разнообразные страхи, общая тревожность, страх разлуки с родителем, школьные страхи поддаются медицинской и психотерапевтической коррекции. Важно понять, что испытывающий страх ребенок страдает, это не каприз или чудачество, это сигнал о неблагополучии, возможно, семейном или школьном, возможно, имеющем другие причины. Когда ребенок говорит Вам, что боится, он просит помощи!

Так называемые моносимптомные неврозы — тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала) — требуют обращения к психиатру без ложного стыда и смущения. Это расстройства, которыми детская психика отвечает на самые разнообразные вредности, и важно их устранить и избавить ребенка от дезадаптирующих симптомов, вызывающих уже вторичную невротизацию.

Как бывает обидно, когда ребенок отстает от сверстников в речи и общем развитии! Родители начинают избегать детских площадок, а иногда и вымещают свою тревогу на самом же ребенке, наказывая или унижая его. А ведь задержки речевого и психического развития временны и поддаются коррекции. Команда из психиатра, педагога-дефектолога и логопеда решит эту проблему.

Странный, отгороженный ребенок: а вдруг у него аутизм? И родители тратят драгоценное время на посещения других, менее «страшных» специалистов, проходят альтернативные методы лечения, а к психиатру приходят в последнюю очередь. Помните: многие дети с аутизмом дают хорошую динамику, и чем раньше начаты коррекция и лечение, тем лучше результат.

Особое внимание хотелось бы обратить на расстройства подросткового возраста: нервную анорексию (угроза жизни!), депрессии (угроза суицида!), уходы из дома и бродяжничество, склонность к антисоциальным поступкам или, наоборот, чрезмерное увлечение философскими вопросами с уходом от реальности. Не пропускайте эти состояния, будьте чутки и внимательны к своим подросткам.

Ну и, наконец, хотелось бы обратить внимание на этическую сторону проблемы. Даже если у ребенка тяжелый диагноз — значит ли это, что его надо стыдиться, прятать от посторонних глаз, убиваться горем и отчаянием?

Предлагаем заглянуть в себя: как Вы лично относитесь к страдающему психическим заболеванием: со страхом, отвращением, жалостью или спокойным принятием факта, что нервно-психические расстройства, от легчайших до тяжелых, — такая же норма жизни, как и любая другая болезнь? Измените отношение Вы — изменится и отношение общества к Вашему, больному или здоровому, но горячо любимому и нуждающемуся в этой любви ребенку.

Пожалуй, самые сложные пациенты, о каких бы заболеваниях ни шла речь – это дети.
Детская психиатрия, являясь разделом общей психиатрии, занимается изучением особенностей проявления, течения, причин и механизмов развития психических нарушений в детском и подростковом возрасте (как при психотических, так и при непсихотических расстройствах), а также их лечением и предупреждением и научными основами организации психиатрической помощи детям и подросткам. Отражая в себе различные направления взрослой психиатрии, детская психиатрия имеет настолько много специфического, что это и способствовало выделению ее в самостоятельный область медицины.

Важнейшей особенностью детского и подросткового возраста является непрерывный, но неравномерный процесс развития и созревания структур и функций всего организма, в том числе и центральной нервной системы. Эта особенность характерна и для психического развития, которое происходит в результате контактов ребенка и подростка с окружающей средой. Отсюда понятно, что нарушения нервно-психической сферы, возникающие у них при психических заболеваниях, представляют расстройства как биологического, так и психического созревания. В современной детской психиатрии и психопатологии придается большое значение возрастному фактору, нередко определяющему клинические проявления болезни. С этих позиций приобретают значение современные представления о критических периодах развития ребенка и их анатомо-физиологических и психоневрологических особенностях. Каждая возрастная фаза характеризуется не только определенным комплексом психофизических свойств, но и особыми характерными для нее психическими нарушениями. К особенностям детской психиатрии можно отнести также ее тесную связь со смежными дисциплинами: неврологией, педиатрией и педагогикой. Таким образом, основное своеобразие детской психиатрии – это то, что объектом ее рассмотрения является растущий организм.

В детской психиатрии есть ряд особенностей, которые отличают ее от психиатрии взрослого возраста.
Большое значение имеет возраст ребенка. То, что в 3-х летнем возрасте считается вариантом нормы (например, ночное недержание мочи), является патологией в 7 лет.

Ребенок чаще всего неспособен выразить свои переживания, ощущения, настроение в словесной форме. Поэтому данные о психическом состоянии базируются в основном на сведениях, получаемых от родителей, родственников, воспитателей и учителей или на результатах наблюдения за ребенком.

В лечении детей надо обращать внимание не только на лекарственную терапию, но и на психосоциальную помощь, начинать которую надо как можно раньше. Необходимо изменить отношение родителей к больному ребенку, успокоить их, уменьшить чувство вины.

В этиологии психических расстройств в детском и подростковом возрасте значение имеют не только наследственность, соматические заболевания (психические нарушения были выявлены у 12 % физически больных детей), патология беременности и родов (преждевременные роды, асфиксия при рождении), но и факторы окружающей среды, такие как неблагоприятные взаимоотношения в семье, утрата родителей, длительная разлука, дисгармоничное воспитание, наличие определенных заболеваний или расстройств личности у одного из родителей, социальные и культуральные факторы.
Учитывая профилактическую направленность здравоохранения — не менее половины психических расстройств у взрослых начинаются в детском возрасте — в настоящее время особую значимость приобретают вопросы оказания психиатрической помощи детям и подросткам с психическими расстройствами.

Проблема охраны психического здоровья детей сохраняет свою актуальность с начала организации специализированных психиатрических служб, при этом вопросы реабилитации детей и подростков с психическими расстройствами всегда занимали важнейшее место в системе психиатрической помощи.

Современные требования к оказанию помощи обусловлены, в первую очередь, переходом от медицинской (монодисциплинарной) к полипрофессиональной модели, основанной на биопсихосоциальном подходе.
С другой стороны, отмечается неуклонный рост числа детей и подростков с непсихотическими формами психической патологии и нарушениями поведения, в формировании и динамике которых социальные факторы играют ведущую роль. Тем самым, необходимо учитывать психосоциальную помощь в комплексной психиатрической помощи детям, когда в большей степени учитываются социальные аспекты психического расстройства.

Детская психиатрия подразумевает под собой не только лечение специфических для этого возраста проблем, но и умение наладить контакт с ребенком, а также и с его родителями. Семья является наиболее значимым источником поддержки в достижении успешного социального приспособления и эффективного функционирования больного. Поэтому вовлечение семьи в терапевтический и реабилитационный процесс становится ключевым для его результативности.

В связи с тем, что родителям принадлежит огромная роль как в формировании личности ребенка и создании благоприятной микросоциальной среды, так и в отношении ребенка к имеющемуся психическому расстройству и, в определенной степени, в оказываемом влиянии на характер и динамику клинических проявлений, вовлечение родителей в терапевтический процесс рассматривается как обязательная составная часть терапевтических и социотерапевтических мероприятий.

Наши специалисты помогут решить различные проблемы психического характера, в числе которых аутизм, задержка речи, задержка психического развития и ряд других сложностей.

Чтобы записаться на консультацию к специалисту по задержкам психического развития, просто позвоните в Центр коррекции речи и поведения «Ариель» по телефонам 8 (800) 511-53-75, +7 (903) 936-59-55.