В нашей работе мы ориентированы на определенный порядок приоритетов в приобретаемых и нарабатываемых навыков у детей с РАС и прочими нарушениями по схеме:
• должен иметь
• следует иметь
• хорошо бы иметь
• приятно иметь
Когда эта схема стоит во главе, гораздо проще определяться с целями интенсивов и общаться с родителями. Ведь не секрет, что зачастую ожидания родителей чрезвычайно завышены и многие хотят получить «говорящего, нормального ребенка» после четырехнедельного интенсива, при том, что ему уже 5 лет и кроме «му» он ничего в жизни не произнес.
Зачем ему цитировать Шопенгауэра и уметь рисовать параллелепипед, когда главным, что он «должен иметь» будут руководящий контроль, учебное поведение и имитация? Это «красная нить», проходящая через весь интенсив. Далее вступают иные домены: различение стимулов, коммуникативные навыки, игра и прочие. Такие важные навыки, как туалет, стрижка, самостоятельная еда и прочие, по мере успеха в предыдущих, поднимаются в иерархии со «следует иметь» на первое место. И так далее. Только так, верно расставляя приоритеты, кои могут варьировать от ребенка к ребенку и от ситуации к ситуации, можно добиться базисных успехов.