— СДВГ

Ваш ребенок:

  • Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности?
  • Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр?
  • Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь?
  • Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание)?
  • Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности?
  • Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы)?
  • Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты)?
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы?
  • Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях?
  • Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится?
  • Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте?
  • Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причемв таких ситуациях, когда это неприемлемо?
  • Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге?
  • Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор»?
  • Часто бывает болтливым?
  • Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца?
  • Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях?
  • Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры)?

На сегодняшний день диагноз Синдрома Дефицита Внимания с Гиперактивностью (СДВГ) стал «притчей во языцах». Этот ярлык «лепится» каждому второму ребенку с поводом и без повода. Педагоги, психологи, врачи-неврологи, нянечки детского садика, соседки по «песочнице» — все с удовольствием поставят Вашему чаду СДВГ и выпишут/порекомендуют кортексины, пантогамы, пирацетамы, тенотены и прочие околонаучные пустышки, которые помогут только в одном: опустошить Ваш кошелек.

Давайте внесем ясность: СДВГ является строго психиатрическим диагнозом. И никто, кроме врача-психиатра, не имеет права ставить его Вашему ребенку. И подавляющее большинство современных детей, щеголяющих записью «СДВГ» в мед карте, его не имеют. И даже многие врачи-психиатры, к великому сожалению, руководствуются лишь сиюминутным осмотром и кратким интервьюированием мамы, ставят этот диагноз и выписывают все те же «очаковских времен» совершенно не работающие препараты по типу глицина и тенотена.

Диагноз СДВГ ставится на основании строжайших критериев, подробного интервьюирования родителей, педагогов и воспитателей ребенка, наблюдения за ребенком и исключения вероятных иных патологий, могущих вызывать гиперактивное поведение. И препараты для лечения этого синдрома есть, и они являются высокоэффективными.

Существует три разновидности этого синдрома:

  1. Преимущественно нарушение внимания
  2. Преимущественно гиперактивность или компульсивность
  3. Смешанный тип

Для того, чтобы диагноз имел «вес», нарушения должны проявляться по крайней мере в двух областях из трех: дом, учеба, социальное функционирование.

Мы не ставим диагноз СДВГ формально до 7 лет, то есть до момента поступления ребенка в школу. Однако само-собой, и у четырехлетнего ребенка можно заметить и рано диагностировать проблему, и заблаговременно помочь.

Формально считается, что частота СДВГ варьирует от 2% до 25% детей начальной школы. У мальчиков частота заболевания выше, чем у девочек, и составляет от 3:1 до 5:1.

Чаще это заболевание встречается у мальчиков первенцев. Существует генетический фактор: риск сиблинга (брата) заболеть СДВГ выше в два раза.

Причины СДВГ до сих пор не известны. У большинства детей нет структуральных поражений головного мозга на МРТ. Однако известно, что некоторые сопутствующие факторы могу играть определенную роль в развитии синдрома. Это и преждевременные роды, и пренатальное механическое поражение нервной системы плода, и стрессовые состояния матери во время беременности. В результате многолетних исследований было выяснено, что некоторые продукты и консерванты могут служить причиной гиперактивного поведения. Однако, в таком случае, это уже не будет «истинным» СДВГ.

Позитронно-эмисиооная томография у некоторых пациентов выявляет снижение церебрального кровотока и метаболизма глюкозы в лобных долях головного мозга. А лобные доли это и есть «гиперактивное поведение» и «агрессия». Хотя большая часть детей с СДВГ отнюдь не агрессивны, а наоборот — ласковы.

Существует гипотеза, что в развитии СДВГ играет роль дисбаланс адренергической и допаминергической систем.

Но с наших позиций, одним из ключевых факторов в обследовании ребенка, является выявление первичной депрессии, являющейся атипичной, способной вызвать расстройство в виде СДВГ. От результатов обследования зависит и тактика лечения.

Если Вы ответили «да» на какие-либо вопросы, перечисленные вначале этой статьи, Вам следует обратиться за консультацией к толковому детскому психиатру с целью исключить или подтвердить Ваши опасения. Ибо диагноз истинного СДВГ, в конечном итоге, вполне может насытить Вашу жизнь и жизнь Вашего ребенка совершенно не нужными Вам «приключениями».