Саша Ш.

Мальчик Саша Ш. 4.5 года, прибыл 17 января на двухнедельный интенсив из города Саратова с жалобами на задержку психического, речевого развития, аутоагрессию, истерики, ритуализацию с целью реабилитации, приобретения новых навыков, социализации. Различными психиатрами в родном городе был выставлен диагноз «аутизм» и предопределен плохой прогноз.

Саша был осмотрен д-ром А. Ставом и диагноз «аутизм» был снят и изменен на «резидуальная энцефалопатия, ЗПРР», так как не соответствовал критериям диагностики, развитию и поведению малыша.

При первичном тестировании было выявлено следующее:

Моторная имитация развита хорошо, однако двухкомпонентную имитацию Саша не выполнял
ЭХО-навык — не развит
Спонтанная вокализация не развита
Навык просьбы не сформирован
Понимание речи — ограничено
Навык визуального восприятия развит
Игровые навыки присутствуют
Социальное взаимодействие ослаблено
Назначения:

VB-MAPP тестирование для определения социальных и коммуникативных дефектов
АВА – терапия по 4 часа ежедневно (двукратно по 2 часа в день) – формирования коммуникативных и социальных навыков – 12 сеансов + 2 часа психиатрической курации = 50 часов
Массаж с элементами мануальной терапии — 10 сеансов с воздействием на шейно-воротниковую зону
Микрополяризация головного мозга — 10 сеансов (0.7 мА) с расположением электродов во фронтальной, окципитальной и темпоральной проекции (анод)
Составление АВА-программы для дальнейшей работы с ребенком дома
Инструктаж родителей по работе с программой
С Сашей занимался АВА-терапевт Центра Ю.Мельцер.

По результатам двухнедельного интенсива можно говорить о значительном улучшении состоянии ребенка.

С 18 января по 27 января 2017 года с Сашей были проведены занятия по методике АБА-терапия: ежедневно (с одним выходным в неделю) по два раза в день. На занятиях отрабатывались различные навыки: манд-реакции, такт-реакции, поведение слушателя, визуальное восприятие, игра, социальные навыки, имитация, эхо-реакции. Также поведенческая терапия использовалась для устранения нежелательного поведения.

Во время занятий были получены следующие результаты:

  1. сформировано три просьбы, высказываемые Сашей словами: «Дай», «Помоги», «Лепить». На начальном этапе обучения приближенные реакции могут быть защитаны. На последнем занятия Саша обобщил данный навык с новыми людьми (играл с другим ребенком в кубики). Просьбы высказывает первые 1-2 раза с подсказкой, затем самостоятельно. Необходимо дальнейшее закрепление навыков. Начата работа над просьбой «Качаться».
  2. сформировано учебное поведение. Саша может сидеть за столом более 20 минут и выполнять задания.
  3. Саша научился работать по таймеру. После выполнения задания, ставится таймер на 5 – 10 минут (зависит от времени потраченного Сашей на выполнение задания). В это время Саша отдыхает. Может самостоятельно играть, качаться, лазить в трубе, в домике. После того как таймер зазвонил, Саша идет его выключает и садиться за стол дальше работать.
  4. Были введены жетоны, визуальное расписание.
  5. Начата работа над формированием навыка выбора из двух по инструкции: «Что ты хочешь?». Научился выбирать желаемую сказку из двух.
  6. Сформирован навык Слушателя при рассказывании сказок «Теремок» и «Репка». Расставляет сам персонажи, повторяет за рассказчиком, имитирует как говорят животные (пи-пи, ква-ква и т.д.).
  7. Отработаны движения крупной моторики без предмета (инструкция «сделай так» или «делай как я»)
  8. Все движения Саша выполняет в быстром темпе, без ошибок.
  9. Начата работа над двухкомпонентными движениями.
  10. Отработаны движения крупной моторики с предметами (инструкция «сделай так» или «делай как я»)
  11. Отработаны движения мелкой моторики без предметов (инструкция «сделай так» или «делай как я»)
  12. Отработаны движения для развития мелкой моторики с предметами (инструкция сделай так, делай как я)
  13.  отрабатывались движения оральной имитации:                                                                             Широко открыть рот как при произношении А
    Открыть рот как при произношении О (бубликом)
    Вытянуть губы вперед как при произношении У (трубочка)
    Растянуть губы в улыбке как при произношении И (улыбочка)
    Широко растянуть губы так, чтобы было видно все зубы (заборчик)
    Пощелкать языком (лошадка)
    Подуть
  14. Саша приобрел навык ждать по Инструкции взрослого.
  15. Саша научился играть в футбол, попеременно пиная мяч с коммуникативным партнером.
  16. Отрабатывался навык собирания пазлов. На первом занятии Саша собирал пазлы из двух частей. На последнем занятии: из 4 и 5 частей.
  17. Были развиты игровые навыки:

— моделирование ситуации для сюжетной игры: варили еду куклам, рассаживали кукол, кормили из игрушечной посуды и поили чаем; на тракторе возили зверей в дом, при этом проговаривали: «Привет». Повторяли названия животных, и какие звуки они произносят (ква-ква, ррр, ух-ух);

— игра в лото;

Начата работа над обучением Саши играть в домино: ходить по очереди, сопоставлять визуально картинки на карточках.

На последнем занятии была начата работа над сопоставлением целого и части; множества и одного при помощи набора карточек.

На последнем занятии была начата работа со шнуровкой.

18) Саша научился правильно реагировать на происходящее. При правильной своей реакции, требуемой педагогом, говорить «да-да» и сопровождать соответствующим кивком головы, а также «нет-нет», если ошибся и сопровождать соответствующим кивком головы,

19) Проводилась работа над сортировкой предметов по цветам. Саша без ошибок сортирует разные предметы по пяти контейнерам по цветам.

20) Отрабатывался выбор предмета из 4,6,8,12,15. Саша без ошибок выбирал предмета. На занятиях добивалась эхо-имитация названия предметов, которые необходимо было выбрать.

Приближенные реакции засчитывались как состоявшиеся попытки. Например, в случаях, когда слово длинное и Саша говорил только один или два первых слога.

21) Отрабатывалось произношение однослоговых слов, изображенных на картинках: дом, дым, слон, кот, шар и т.д. Целью было достичь того, чтобы Саша наименовал предметы, которые видит.

С учетом результата VB-MAPP тестирования и проведенных занятий составлена программа поведенческого вмешательства (АБА).

Со значительным улучшением Александр Ш. уехал домой.